Голландская группа "Де Стейл" Кандинский Василий Васильевич Эль Лисицкий Оформление революционных праздников. Промышленная революция

То, что в авангарде было революционным и новаторским, в модернизме становится классикой, а постмодернизм, возникший почти одновременно с модернизмом, уже встает на позицию ироничного отношения к этой "классике", свободно и на равных основаниях соотнося и сопрягая ее (также в духе легкой всеобъемлющей иронии) с классикой других периодов культуры.

Художественный авангард в Европе начала XX в.

Голландская группа "Де Стейл".

Во время Первой мировой войны центр художественного творчества переместился из Франции и Германии в страны, сохранившие нейтралитет. В Лейдене, в Голландии Тео ван Дусбургом основал журнал "Де Стейл" (Стиль), который должен был стать форумом для радикально настроенных художников, графиков, архитекторов. Вокруг журнала сформировалась группа живописцев - Пит Мондриан, Барт ван дер Лек, Вильмос Хусзар, архитекторов Питер Ауд, Ян Вилс, Роберт ван Хофф, скульптор Георг Вантонгерлоо и поэт В.Кок. Позже, в 1918 г., к ним присоединились Геррит Ритвельд, Корне-лис ван Эестерн. Движение "Де Стейл" не было никогда закрытой группой. К его кругам принадлежал и русский авангардист Эль Лисицкий, и итальянский футурист Джино Северини, и представитель немецких дадаистов Ганс Арп. Богатые мыслями работы Виттинга и превосходные исследования Пиндера по ритмике внутреннего пространства в нормандской архитектуре показали, как (позитивизм прошлого века не мог понять этого) из своеобразного духовного значения церковных пространств раннего христианства и средневековья (а их особенность состояла в том, что они должны были вызывать определенные физические впечатления, которые были бы способны поддерживать и управлять ощущением духовного соучастия в сверхчувственных и надрациональных мистериях) могут быть объяснены основные стилистические факты и эволюционные ряды.

17 октября 1917 г. выходит первый номер журнала. Здесь публикуют теории и манифесты, основоположники группы ван Дусбург, Мондриан и другие ведут на его страницах широкую пропаганду идей "Де Стейл". Журнал, согласно теориям ван Дусбурга и Мондриана, способствовал развитию нового строго абстрактного стиля, основанного на исключительном использовании прямых линий в комбинации с белым, черным и другими первичными цветами. Театр эпохи Возрождения Гуманизм - характерная черта культуры и искусства эпохи Возрождения в Италии. Переворот, произведенный гуманистами в драматургии и театре: отказ от религиозной тематики, создание драматургии, рисующей борьбу земных, человеческих страстей. Синтез гуманистической культуры и традиций народного театра. Национальное своеобразие ренессансного театра в разных странах. Поздний характер развития театра по сравнению с другими видами искусств.

Группа "Де Стейл" отказалась от изображения природы и относилась к живописи как автономной системе форм, плоскостей и цвета. Она выхолащивала из живописи все эмоциональное, индивидуальное и стремилась привести к воцарению в искусстве общих законов и конструкций.

Для художников "Де Стейл" чистая абстракция и строгий геометрический порядок были формально эстетическим выражением современного индустриального и технизированного общества. Искусству они отводили ведущую роль в обществе, и считали, что форма в идеале должна быть перенесена на все стороны жизни, чтобы создать независимые от природы порядок и гармонию.

Формообразование в дизайне должно ограничиться простыми постоянно повторяемыми базовыми элементами. Ритвельд в своей мебели осуществлял провозглашенные идеи "Де Стейл". Известным примером может служить красно-голубой стул, состоящий из простых деревянных брусков и двух плоскостей - сиденья и спинки, которые можно было также производить машинным путем. Отдельные конструктивные элементы подчеркнуты цветом. Конструкция со сферой

Тео ван Дусбург (Кристиан Кюппер, ОоезЬигд, Тпео уап, 1883-1931 гг.) Портрет женщины

Ель Лисицкий Постановка для выставки искусств. в Берлине, 1923 г. Геррит Ритвельд. Стул-зигзаг, 1934 г.

Если в Западной Европе формирование дизайна стимулировалось стремлением промышленных фирм повысить конкурентоспособность своих изделий, то в дореволюционной России подобный заказ со стороны промышленности еще не был сформирован, не было его и в молодой Советской республике. Советский дизайн берет свои истоки в левых течениях художников и теоретиков (социологов и искусствоведов).

Концептуализм, с одной стороны, выдвигает на первый план логически продуманную и прописанную концепцию, просчитанный до мелких деталей проект; с другой же, - его артефакты, перформансы, жесты пронизаны алогизмом, парадоксальностью, абсурдом. Изначальный дотошный "логоцентризм" концепции как бы снимается иррационализмом всего целостного концептуального пространства, в котором живет его создатель и в которое он приглашает избранных реципиентов

Оформление революционных праздников